Презентационные площадки успешных практик образовательных организаций Саянского района
.
Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной школе является формирование нравственно-патриотических качеств, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ребенка.
С целью распространения актуального опыта работы образовательных организаций Саянского района в данном направлении, в рамках традиционного муниципального августовского педагогического совета, были организованы презентационные площадки, на которых школы представили свои упешные образовательные практики работы.
Заместитель директора по воспитательной работе Ирина Артюхова и руководитель волонтёрского движения МБОУ «Агинская СОШ №1» Елена Мельникова презентовали практику работы в направлении развития волонтёрского движения в Агинской школе №1. На площадке была презентована деятельность волонтёрского отряда «ТЫ и Я», цель создания которого состоит в развитии и социальной самореализации учащихся путем ознакомления с различными видами социальной активности, вовлечения учащихся в Российское движение школьников.
На площадке были представлены буклеты, атрибутика волонтерского отряда «ТЫ и Я» и пакет документов, регламентирующих волонтерское движение в школе.
В настоящее время развитие добровольчества (волонтёрства) является показателем социально-педагогической работы школы, а волонтерские практики становятся важнейшим инструментом формирования у школьников активной гражданской позиции и ответственности. Волонтерство для подростков - это стиль современной жизни. Это пример для других. Помогая другим, они помогают себе! Продвижение культуры волонтёрства позволяет отвлечь детей от многочасового неконтролируемого пребывания в виртуальном пространстве и социальных сетях, что негативно сказывается и на здоровье детей, и на формировании их ценностных ориентаций.
Волонтёрский отряд школы работает по нескольким направлениям:
- пропаганда ценностей здорового образа жизни и массового спорта;
- организация реальной помощи жителям социального поселка «Ветеран»;
- оказание помощи престарелым жителям нашего села, инвалидам и другим людям, нуждающимся в помощи;
- экологическое волонтёрство (сохранение чистоты окружающей среды, благоустройство села);
- шефство над воспитанниками детского сада «Малышок» при МБОУ «АСОШ №1» и детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Работа волонтерского отряда Агинской школы будет продолжаться и дальше, ряды членов отряда пополнятся новыми членами, в планах новое направление работы - медицинское волонтерство (службы милосердия в больнице), т.к. эта деятельность важна, значима и востребована.
Педагоги Орьёвской СОШ презентовали своё видение организации волонтерской деятельности в школе. Уже на протяжении нескольких лет в учреждении ведётся тимуровская работа, цель которой – помогать всем, кто нуждается в помощи. Ветераны Великой Отечественной войны, ветераны педагогического труда, труженики тыла и просто пожилые люди должны почувствовать, что вокруг живут люди, по зову души и сердца способные разделить их проблемы и заботы, подарить им надежду.
Ребята-волонтёры вместе со своими наставниками не только выполняют посильную физическую работу (убирают снег, складывают дрова, делают заготовки на зиму, моют окна, собирают урожай моркови и свёклы), но и оказывают пожилым людям моральную поддержку: поздравляют по случаю праздников, организуют встречи. Ведь иногда людям требуется не только помощь, но и просто внимание.
Несомненно, на сегодняшний день деятельность волонтёров необходима и значима. И очень приятно, что их ряды постоянно пополняются. На смену выпускникам приходят ребята 4-5 классов.
Волонтёрство совершенствует такие стороны личности, как доброжелательность и толерантность, развивает восприимчивость к проблемам другого человека и общества в целом, способствует развитию нравственных ориентаций.
«Агинская СОШ № 2» представила образовательную презентационную площадку по теме: «Практика детско-взрослого партнерства – условие повышения эффективности гражданско-патриотического воспитания школьников: от детской идеи - к социально-значимому проекту, или почему вместе мы сделаем это лучше», которая состояла из нескольких тактов.
Ольга Черенкова, заместитель директора школы по воспитательной работе, представила презентацию «Уклад школьной жизни - основа гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания школьника». Уклад школьной жизни обеспечивает создание социальной среды для гражданско-патриотического и духовного развития школьников. Уклад включает в себя общественно значимую деятельность, систему воспитательных мероприятий, культурных и социальных практик и проектов, реализуемых в рамках общественных объединений школьников.
В рамках презентации была представлена успешная практика реализации социально-значимых детско-взрослых проектов по различным направлениям. Не случайно девиз детско-взрослого сообщества школы «Вместе мы сделаем больше, вместе мы сделаем лучше». Вместе – значит в команде инициативных учеников и учителей.
В своём выступлении Ольга Валерьевна отметила, что школе выпала честь стать пилотной школой по внедрению общероссийской детско- юношеской организации «Российское движения школьников», что открывает ученикам возможность участия в интересных конкурсах, проектах, внести свой вклад в развитие будущего страны. Об этом сказали сами ученики в видеообращении.
Лариса Пылова, заместитель директора школы по ИКТ и инновациям, продемонстрировала присутствующим практику запуска групповых проектов гражданско-патриотической направленности, пригласила всех принять участие в реализации группового проекта «Моя и твоя малая Родина». В ходе совместной работы каждый присутствующий мог оставить свой след на интерактивной карте Саянского района, которую после доработки планируется выставить в сеть Интернет, а по итогам реализации издать сборник исследовательских работ. На карту предполагается нанести знаковые места Саянского района, информацию о людях, внесших большой вклад в развитие района.
Экспозицию школьного музея «Эхо войны» представила учитель истории Татьяна Рубцова. Выставка экспонатов оформлена в рамках реализации социального проекта «Земляки-агинцы в годы Великой Отечественной войны», ставшего победителем конкурса социальных проектов «Социальное партнёрство во имя развития». Фотовыставка «Мы в проекте», сборники исследовательских работ, экспонаты, найденные во время раскопок старшеклассниками и педагогами школы, принявшими участие в поисковой экспедиции на территории Бельского района Тверской области, - все это стало свидетельством неравнодушия учителей и учеников школы к историческому прошлому нашей Родины.
Следующим тактом в работе площадки стала интерактивная игра «Что в имени моём?», которую провела Наталья Морева. Одна из задач Федерального государственного образовательного стандарта - формирование гражданской идентичности. И образовательные игры, формирующие гражданственность и духовность, учитель проводит на уроках русского языка и литературы.
При организации игры использовался материал успешно реализованных исследовательских проектов об изучении истории фамилий под руководством педагога.
Завершилась работа презентационной площадки созданием арт-объекта «Возьмёмся за руки и сделаем вместе!». Участники презентационной площадки имели возможность принять участие в творческом мероприятии по созданию артобъектов, а результат творчества: «Птица счастья», «Золотая рыбка», «Волшебный светофор», «Алые паруса», «Цветик-семицветик» и другие - помог создать атмосферу хорошего настроения накануне нового учебного года.
Ольга Лоснякова, заместитель директора Центра детского творчества презентовала деятельность Районного совета детских организаций Саянского района «Юность Присаянья». На представленных информационных баннерах можно было познакомиться с целью деятельности организации, её составом и структурой, а так же результатами социально-значимой деятельности.
В состав организации входят 30 представителей из 12 школ района, которые обеспечивают взаимодействие, направленное на развитие и поддержку инициатив школьников. Ребята проводят мероприятия, акции, реализуют проекты, направленные на решение проблем и позитивные преобразования своей малой родины, на представление и защиту прав и интересов школьников, на воспитание чувства терпимости по отношению к иным культурам, на интеграцию детей с ограниченными возможностями здоровья, на пропаганду здорового образа жизни. За время деятельности организации её участниками разработано более 10 значимых социальных проектов.
На площадке были презентованы два социальных проекта. Это проект «Маршрут добрых дел», направленный на оказание добровольческим отрядом посильной помощи пожилым людям, проживающим в малых деревнях Саянского района. И проект «Родные просторы» направленный на знакомство школьников с историей первых поселений района через организацию автобусного туристско-краеведческого маршрута на территории Саянского района и проведение краеведческой квест-игры.
Реализация социальных проектов, активизация конкретной инициативы способствует формированию ответственности, патриотизма, толерантности, гражданственности молодого поколения. Формат социального проектирования позволяет перейти от идеи и планов к практическому созиданию. Участие обучающихся в разработке и реализации таких проектов способствует адаптации молодежи к изменяющимся социальным требованиям, помогает серьезнее воспринимать социум, примерить на себя взрослую жизнь со всеми ее трудностями и проблемами.
Участниками площадки обсудили предложения по развитию районной детской организации. Это такие предложения как организация встреч лидеров детских объединений с представителями органов местного самоуправления, привлечение общественности и заинтересованных организаций к обсуждению и разработке перспектив развития детского движения, активное внедрение детско-молодежных инициатив в социальный блок района и поселений.
Елена Козина, педагог организатор Кулижниковской школы презентовала программу нравственно-патриотического воспитания «Я- Гражданин России», которая представляет собой систему воспитания школьников, имеющую главной целью развитие у молодежи гражданственности, патриотизма как важнейших духовно- нравственных и социальных ценностей, формирование духовно и физически здорового человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного села, края, страны. Программа представлена несколькими направлениями: «Я-Я», «Я-семья», «Я-школа», «Я-культура», «Я-гражданин и патриот» и реализуется в рамках акций и мероприятий различного уровня: «Обелиск», «Бессмертный полк», «Георгиевская ленточка», «Знамя Победы», «Поздравь ветерана», «Письмо солдату». В рамках программы реализован проект «Герой жил рядом» о герое-саянце Салатове А.К., который, по итогам муниципального этапа краевого конкурса исследовательских и краеведческих работ «Моё Красноярье» был признан одним лучших в крае.
Уже более 20-ти лет в Вознесенской СОШ работает детское самоуправление «Доброград». Основная цель его создания - формирование нравственно-патриотических качеств школьников. Опыт работы школы в данном направлении презентовала учитель Нина Каер. Она рассказала о деятельности детского самоуправления и наиболее значимых достижениях. Доброградовцы разработали и реализовали проект: «Книга памяти. Вы не забыты, односельчане!». Целью данного проекта было увековечивание памяти о земляках, воевавших на полях сражения в годы Великой Отечественной войны. Проект занял второе место в краевом конкурсе социальных инициатив «Мой край, мое дело».
Социальное проектирование — замечательный способ научить подростков увидеть актуальные социально значимые проблемы, включиться в практическую деятельность по их решению, сформировать социальные компетентности, развить специфические умения и навыки: проектирования, прогнозирования, исследования, проблематизации, презентации. Эта деятельность дает ребенку возможность для самовыражения, самоутверждения, самоопределения, самореализации.
Практику работы Большеарбайской СОШ в направлении социального проектирования представила педагог- организатор Надежда Кузнецова.
Посредством социального проектирования педагоги школы решают задачи привлечения внимания воспитанников к актуальным социальным проблемам местного сообщества, включения детей в реальную практическую деятельность по разрешению этих проблем силами самих учащихся, формирования социально-личностных компетенций: навыки «разумного социального» поведения в сообществе, совершенствование полезных социальных навыков и умений (планирование предстоящей деятельности, расчет необходимых ресурсов, анализ результатов и окончательных итогов и т.п.), социальная мобильность.
Детская организация Большеарбайской школы «Новое поколение», которая ежегодно становится победителем в конкурсах социального проектирования, как на муниципальном так и на краевом уровне за последние два года разработала и успешно реализовала проекты: «Мы – наследники Победы», «Двор моего детства», «Остановка», «Я помню! Я горжусь!». Детская организация «Новое поколение»
Презентационная площадка Среднеагинской СОШ была посвящена формированию эмоционально-ценностного отношения к миру, окружающим людям и самому себе на основе нравственного содержания через участие в социальных акциях. Подготовка и проведение социальных акций, считают педагоги школы, позволяет вовлечь максимальное количество обучающихся в социально-значимую деятельность. Ежегодные школьные акции "Семья - это важно" и "Мы дети твои, Россия", краевые акции "Обелиск" и "Бессмертный полк" целенаправленно обеспечивают социальную адаптацию обучающихся.
Проблемы нравственно - патриотического воспитания активно переосмысляются в настоящее время и приобретают новое значение из-за изменений, происходящих в нашем обществе, стране и мире. Вопросы необходимости нравственно - патриотического воспитания и поиск новых подходов к нему становятся одними из важнейших аспектов воспитательной работы учреждений образования в Саянском районе.