Хмелькова Луиза Анатольевна
воспитатель детского сада «СОЛНЫШКО»
«Жить не только ради детей, но и вместе с детьми, разделяя все их радости и невзгоды».
Профессия: воспитатель
Профессиональные интересы: воспитание детей
Увлечения: семья
Страна: Россия
Регион: Красноярский край
Населенный пункт: с. Агинское, Саянский район
Место работы: МКДОУ Агинский детский сад №1 «Солнышко»
Я педагог
Творец и многогранник
С истоками добра
Теплом души
И за руки со мной
В страну познаний
Шагают малыши
Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает. Не бойтесь ошибаться - бойтесь повторять ошибки.
Теодор Рузвельт
Мир детства сладостен и тонок,
Как флейты плавающей звук.
Пока смеется мне ребенок,
Я знаю, что не зря живу
Твердят друзья:
“Есть нивы тише”,
Но ни за что не отступлю.
Я этих милых ребятишек,
Как собственных детей люблю…
И каждый день,
Как на премьеру.
Вхожу в притихший детский сад:
Иду сюда не для карьеры –
Здесь каждый мне ребенок рад.
Быть в гуще детских восприятий…
И так на протяженье лет –
Судьба моя – я воспитатель!
Нет лучшей доли на земле.
Люби, цени своё призвание. И назначением своим гордись.
Я так считаю: ВОСПИТАТЕЛЬ - это звание,
через него проходит, чья- то маленькая жизнь!
О себе
В своей профессиональной деятельности руководствуюсь следующими принципами:
- уважай в ребенке личность;
- развивай и совершенствуй свое мастерство;
- заинтересуй ребенка так, чтобы он вновь и вновь ждал встречи с тобой.
Учить и учиться – вот девиз, с которым стараюсь идти по жизни. Учить слушать и слышать, смотреть и видеть, думать и высказывать, а главное – чувствовать. Учиться у детей открытости, светлому взгляду на жизнь.
Моё портфолио
Я работаю над темой: "Сенсорное воспитание ребёнка". Сенсорное развитие ребёнка- это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине. Положение в пространстве, а также запахе, вкусе. Значение сенсорного развития в раннем дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопление представлений об окружающем мире. . Сенсорная культура ребёнка - результат усвоения им сенсорной культуры, созданной человечеством (общепринятые представления о цвете, форме и других свойствах вещей).
Ознакомление с сенсорными эталонами осуществляется на занятиях рисованием, лепкой, конструированием и др. Дидактические игры и упражнения применяю как в качестве одного из методов проведения самих занятий, так и в целях расширения. Уточнения и закрепления полученных на занятиях знаний и умений. Сенсорное воспитание планируется в тесной взаимосвязи со всеми остальными разделами работы. Так, успешная организация занятий по ознакомлению с величиной, формой, цветом предметов возможна при наличии определённого уровня физического развития ребёнка. Прежде всего, это относится к развитию движения руки при осуществлении действий по вкладыванию, выниманию, втыканию предметов, при работе с мозаикой, рисовании красками. Сочетание сенсорных и моторных задач, как указывала Е. И.Радина, является одним из главных условий умственного воспитания, осуществляющегося в процессе деятельности. Некоторые занятия предусматривают объединение детей по двое, умение уходить с занятия тихо, чтобы не помешать товарищам, а это, в свою очередь, требует определённого уровня взаимоотношений, который достигается в процессе нравственного воспитания.
Эстетическая сторона занятий по сенсорному воспитанию определяется во многом качеством приготовления дидактического материала. Чистые цветовые тона (цвета радуги), приятная фактура. Чёткая форма дидактических пособий доставляют детям радость, способствуют накоплению сенсорных представлений на уровне их
предэталонного значения.
Тематическое планирование материала согласуется со временем года, с сезонными явлениями, с программой ознакомления с окружающим. Так прежде чем предложить детям рисовать красками на тему
« Листочки деревьев», необходимо поставить в воду срезанные ветки и дождаться, чтобы почки распустились. Рисование красками на тему: «Одуванчики и жук на лугу» Может проводиться после наблюдения весенний лужайки с яркими одуванчиками. Рисованию на тему: « Огоньки ночью» должно предшествовать наблюдение за освещенными окнами домов.
При составлении тематического планирования и занятий по сенсорному воспитанию я использовала следующую методическую литературу: Л.А. Венгер «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников»; Э.Г. Пилюгина «Занятия по сенсорному воспитанию»; Н.Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка»; Г.И. Дьяченко «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста»; Г.А. Касвин «Игры в детском саду».
Я работаю в ясельной группе. Возраст детей от 1,5л до З л. Умственное развитие детей в группе соответствует их возрасту. При проведении занятий дети активны, любознательны, проявляют большой интерес ко всему новому.
Для знакомства детей с сенсорными эталонами я пользуюсь следующим дидактическим материалом: одноцветные и многоцветные пирамидки, коробка с отверстиями разной формы, матрешками, геометрическими фигурами . Ребёнок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно - психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры.
На первом году жизни основная задача состоит в представлении ребёнку достаточного богатства и разнообразия внешних впечатлений, развития внимания к свойствам предметов. Сенсорное воспитание в этот период -основной вид воспитания вообще. Обеспечивая приток всё новых впечатлений, оно становится необходимым не только для развития деятельности органов чувств, но и для нормального общего физического и психического развития ребёнка.
На втором - третьем году жизни задача сенсорного воспитания существенно усложняется. Хотя ребенок раннего возраста ещё не готов к усвоению сенсорных эталонов у него начинают накапливаться представление о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Важно, чтобы эти представления были достаточно разнообразными. А это значит, что ребёнка следует знакомить со всеми основными разновидностями свойств -шестью цветами спектра, с такими формами, как круг, овал, квадрат, прямоугольник. Начиная с трёх лет, основное место в сенсорном воспитании детей занимает ознакомление их с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их использования. Это цвет, оттенки цветовых тонов, геометрические фигуры, величины.
Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребёнка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребёнка в детском саду, в школе, и для многих видов труда. Готовность ребёнка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования психологами показали, что значительная часть трудностей, возникающая перед детьми, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. Но дело не только в том, что низкий уровень сенсорного развития резко снижает возможность успешного обучения ребёнка. Не менее важно иметь в виду значение высокого уровня такого развития для человеческой деятельности в целом, особенно для творческой деятельности.
Это - музыкант, художник, архитектор, писатель, конструктор. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития, достигаемом в ранние периоды детства. Значения сенсорного развития ребёнка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду. В планировании методов обучения маленьких детей (как внутри каждого занятия, так от занятия к занятию) четко просматривается постепенность их изменений. При проведении каждого занятия основным методом, которым я пользуюсь, является непосредственный показ предмета. Вспомогательная роль при этом принадлежит словесному объяснению. Поскольку маленькому ребенку на этапе становления речевого развития сложно одновременно воспринимать показ предметов, действий с ними и речевую инструкцию, то объяснения должны быть предельно краткими. Знакомство с каждым эталоном имеет свои особенности. Поскольку с разными свойствами предметов могут быть организованы разные действия. Дети лучше запоминают цвета спектра и особенно их оттенки, если получали их самостоятельно (при разведении красок). Знакомя детей с геометрическими формами, я обучаю их приему обведения контура, а также сопоставлению фигур. Формированию представлений о величине способствует выстраиванию предметов в ряды убывающей или нарастающей величины. Ребенок должен учиться воспринимать цвет конкретных предметов. Это довольно легко, когда предметы имеют сравнительно чистый цвет, но становится значительно труднее, если этот цвет сложен « цвет морской волны, кофейный и т.п.». Сложным является обучение детей обследованию формы предметов это отделить геометрические фигуры от других предметов, придать им значение образцов. Это достигается тем, что каждую фигуру сравнивают с рядом предметов сходной с ней формы, предметы группируются вокруг соответствующих фигур. Затем осуществляется переход к словесному обозначению формы предметов.
Особые трудности для детского восприятия возникают в тех случаях, когда требуется оценить сочетание цветов, форм, величин, составляющее сложную структуру. Восприятие сочетаний, связанное с выделением элементов, их которых они состоят, и связей между элементами, называется аналептическим. Ребёнка нужно научить обследовать эти сочетания, улавливать определённый ритм в расположении отдельных цветовых тонов, должен научиться отличать сочетание тёплых цветов от холодных. Аналитическое восприятие величины связано с выделением разных измерений величины предмета - длины ширины, высоты.
Но нельзя ширину и длину отделить от самого предмета, поэтому правильным путем является сопоставлением предметов по данным измерениям. Работая с детьми раннего возраста над темой « Сенсорное воспитание» я поставила задачи:
- сопоставить систему работы по формированию чувства цвета, формы и величины у детей от 1,5 до 3 лет
- проводить систематические наблюдения в природе, выделяя цвета, формы, величины объектов, явлений
- использовать дидактические игры по ознакомлению с сенсорными эталонами
- реализовать полученные детьми знания в изобразительной деятельности, на занятиях по конструированию, ознакомлению с окружающим миром
- установить зависимость качества восприятия от характера и условий организации детской деятельности.
Для выполнения поставленных задач, я создала соответствующую возрастным особенностям детей развивающую среду, где поместила разнообразные игрушки (пирамидки, пазлы, логические кубы, кубики, мозаику). Я использую многофункциональные дидактические пособия для детей раннего возраста, которые способствуют развитию зрительного восприятия, внимания, мелкой моторики рук. (Растягивание и застегивание молний, пуговиц, кнопок, использование шнуровок)
В своей работе я использую следующие методы и приемы: практический (игры и упражнения), наглядный (рассматривание иллюстраций, наблюдение), словесный (беседа, рассказывание, чтение художественной литературы).
Реализовывать поставленные задачи я решила через игру, т.к. игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ ознакомления с окружающим миром.
Прежде чем начать игру, вызываю у детей интерес к ней, желание играть.
Это достигаю различными приемами. Использую потешки, загадки, дидактические игрушки. Предлагаю детям войти в образ животного или сказочного персонажа. Задаю наводящие вопросы об этом животном
(большой или маленький, какого цвета глаза, нос и т.д.). «Вышла курочка гулять» (цвет, величина), «Медведь и пчелы» (величина, количество) и др.
Для закрепления цвета детям предлагаю следующие игры: «Курочка с цыплятами», «Помоги матрешке найти свой домик», «Домик с флажками».
С детьми я многократно повторяю самые разнообразные игровые комбинации с игрушками в течении дня, вызываю у детей положительные эмоции.
Заряжая детей смехом, бодростью и радостью стараюсь укрепить их здоровье.
Занимаясь вопросами сенсорного воспитания, я «прокладываю» тропинку для благоприятного усвоения знаний по этой проблеме в старших группах детского сада. Ведь формирование первоначальных сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста и является основой правильного отношения детей к окружающему миру.
Мой взгляд на мир
Держись совета сердца твоего, ибо нет никого для тебя вернее его.
Мои публикации для родителей:
Начало формы
Сенсорное развитие и дидактические игры
по сенсорному воспитанию детей раннего и младшего дошкольного возраста
Задача детского сада – обеспечить наиболее полное развитие воспитанников с учетом возрастных характеристик на этапе завершения дошкольного образования, подготовить их к обучению в школе.
Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере определяется его сенсорным развитием.
Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, оно необходимо для успешного обучения ребенка. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания строятся на основе образов восприятия , являются результатом их переработки . Овладение знаниями и умениями требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов ( форме, цвету, величине).
От сенсорного развития ребенка зависит и его готовность к школьному обучению. Так значительная часть трудностей, возникающая перед детьми в ходе начального обучения, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия.
Сенсорное развитие – это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Чтобы оно проходило полноценно, необходимо целенаправленное сенсорное воспитание. Ребенка следует научить рассматриванию, ощупыванию выслушиванию и т.п. Но обследовать предмет это недостаточно. Необходимо определить отношения выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов.
Сенсорное воспитание служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит , видит, осязает окружающее.
Именно ранний дошкольный возраст большинством исследователей считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Выдающиеся зарубежные ученые и известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии справедливо считали, что сенсорное развитие, направленное на обеспечение полноценного интеллектуального развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представлений о сенсорных эталонах – общепринятые образцы внешних форм предметов ( система геометрических форм, шкала величин , меры веса, спектр цветов, звуковысотный ряд и т.д.).
Усвоение сенсорных талонов – длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства и имеющий свою предысторию. Усвоить сенсорный эталон – это вовсе не значит научиться правильно, называть то или иное свойство объекта. Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств разнообразных предметов самых различных ситуациях. Иначе говоря, усвоение сенсорных талонов – это адекватное использование их в качестве, единицы измерения,
при оценке свойств предметов.
В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной куль туры.
Ведущим видом деятельности и основой становления ребенка до 3 лет является предметная игра. С детьми данного возраста проводятся игры-занятия, в которых усвоение какого-либо материала протекает незаметно для малышей, в практической деятельности. Следовательно, главное в том возрасте – обогащение чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – пополнение представлений о свойствах предметов: их цвете, форме, величине окружающих предметов, положении в пространстве и т.п.
Поэтому в своей работе я ставлю и решаю следующие задачи:
-создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом.
-формировать умения ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете, величине, форме, количестве).
-воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т.д.).
Направления моей работы:
-формирование представлений о сенсорных эталонах (свойствах предметов)
-обучение способам обследования предметов
-развитие аналитического восприятия (выделение элементов: цвет, форма, величина).
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
по сенсорному воспитанию
детей раннего и младшего дошкольного возраста.
Дидактические игры на развитие тактильных ощущений:
" Чудесный мешочек"
" Определи на ощупь" (найти предметы различающиеся по одному признаку )
" Платочек для куклы" (определение предметов по фактуре материала, в данном случае определение типа ткани)
"Узнай фигуру"( предлагается на ощупь достать из мешочка предложенную фигуру)
"Найди пару" (предлагается ребенку на ощупь найти пары одинаковых предметов)
Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы.
" Найди предмет указанной формы" (ребенку предлагается найти картинки с изображением предметов, по форме похожих на заданную форму)
"Из каких фигур состоит …?" (нужно по рисунку определить , из каких геометрических фигур состоит предмет и сколько их)
"Найди предмет такой же формы" (учить выделять форму в конкретных предметах окружающей обстановки)
" Какая фигура лишняя?" (определение лишней фигуры в ряду из четырех геометрических фигур, предложить объяснить принцип исключения)
Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины.
"Сравни предметы по высоте"
"Самая длинная, самая короткая» (предложить разложить разноцветные ленты по длине, от самой короткой до самой длинной, как вариант можно предложить сравнить ленты по нескольким признакам)
"Разноцветные кружки» (предложить положить кружки (либо другую геометрическую фигуру) начиная от самого большого, так чтобы был виден цвет предыдущего кружка)
"В какую коробку?" (распределить пять видов игрушек разных размеров по пяти разным коробкам в зависимости от размера)
"Дальше - ближе" (предложить по рисунку определить положение игры и предметов: какие нарисованы ближе, а какие – дальше)
Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета.
"Какого цвета не стало?"
"Какого цвета предмет?» (предложить подобрать необходимый цвет для предмета)
"Собери гирлянду" (предложить по памяти собрать гирлянду из разноцветных кружков в соответствии с образцом)
"Какие цвета использованы?" (показывая изображение предметов одного цвета и его оттенков, учить называть и различать два оттенка одного цвета, упражнять в употреблении слов, обозначающих цветовые оттенки)
"Уточним цвет» (учить различать и называть близкие цвета)
|
|
Что такое сенсорика и почему так важно ее развивать? Развитие органов чувств у детей 0-3 лет идет очень интенсивно. Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие. Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно: - является основой для интеллектуального развития Дидактические игры включают в себя сенсорное восприятие ребенка, с одной стороны они учитывают возрастные, нравственные мотивы деятельности играющее, с другой – принцип добровольности, право самостоятельного выбора, самовыражение. В повседневной жизни ребенок сталкивается с многообразием форм красок- это и любимые игрушки и окружающие предметы. Видит он и произведения искусства- картины, скульптуры, слышит музыку; но если усвоение этих знаний происходит стихийно, без руководства взрослых, оно часто оказывается поверхностным. Здесь и приходит на помощь сенсорное воспитание -последовательное, планомерное ознакомление детей с сенсорной культурой человечества. В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи. В раннем детстве накапливаются представления о цвете, форме, величине. Важно, чтобы эти представления были разнообразными. Это значит, что ребенка надо знакомить со всеми разновидностями свойств – всеми цветами спектра, с геометрическими формами - круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, шар, куб, кирпич. Развивать познавательные умения и речевые- определять цвет, размер, форму предметов путем зрительного, осязательного и двигательного обследования, сравнения. Понимать и использовать в речи слова- названия величин и форм. В среднем дошкольном возрасте у детей формируются сенсорные этапы – устойчивые, закрепленные в речи представления о цвете, геометрических фигурах, отношениях по величине между несколькими предметами. Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследование предметов: их группировке по цвету, форме вокруг образцов-эталонов, выполнению все более сложных действий. В качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие-умение разбираться в сочетании цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные величины. В старшем дошкольном возрасте, при усвоении грамоты большую роль играет фонематический слух - точнее различение речевых звуков- различение восприятия начертания букв. Низкий уровень сенсорного развития сильно снижает возможность успешного обучения ребенка в школе. Что такое мелкая моторика и почему так важно ее развивать? В последнее время современные родители часто слышат о мелкой моторике и необходимости ее развивать. Что же такое мелкая моторика и почему она так важна? Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно величина проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, или мелкая моторика. Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Педагоги и психологи рекомендуют начинать активную тренировку пальцев ребенка уже с восьмимесячного возраста. Хорошим помощником в развитие мелкой моторике станут различные развивающие игрушки, которые родители могут сделать сами. |